Главная    >>>   Рассказы    >>>   Ворота Ада

«Ворота Ада»


«Ворота Ада»
«Ворота Ада»

Парижские специалисты по водоснабжению и канализации гордо заявляют, что их канализационные коллекторы являются самым богатым в мире музеем специфических запахов.

Спустившись по специальным лестницам ниже улиц и тоннелей метро, вы попадете в огромные, слабо освещенные коллекторы, ощутите весьма своеобразное амбре и услышите глухой звук льющейся воды. Общая длина сырых тоннелей и сложных переплетений труб превышает 500 километров.

Как и большинство старых городов, Париж когда-то использовал свою главную водную магистраль для получения питьевой воды и сброса отходов. В средние века посреди улиц были проложены сточные канавы, которые и несли отбросы в Сену. Эта система работала вплоть до середины XVIII века, когда город разросся так, что собственная экосистема реки перестала справляться с огромным количеством отбросов. В городе начались эпидемии кишечных заболеваний. Грязь и отвратительная вонь на улицах Парижа красочно описаны в бестселлере Патрика Зюскинда «Парфюмер». Главный герой романа работает в мастерской по дублению кож. Отходы подобных мастерских, а также живодерен и рыбных рынков, расположенных неподалеку от Сены, являлись основными поставщиками грязи.

Наполеон Бонапарт задумал решить проблему очистки города от мусора. Это была часть огромного, амбициозного плана перестройки столицы. По распоряжению Наполеона построили тридцатикилометровую сеть закрытых коллекторов.

В 1850 году архитектор Хауссманн, который придумал широкие прямые бульвары Парижа, ставшие со временем визитной карточкой города, вместе с инженером Эженом Белграном разработал новый проект. Этот проект предусматривал строительство водопровода, обеспечивающего город чистой водой, и новых коллекторов, которые выносили сточные воды далеко за пределы города.

В 1878 году система канализации растянулась на 600 километров. В ней использовался принцип земного притяжения, вода текла под действием силы тяжести. Кроме того, была создана система насосных станций, расположенных по периметру города. Каждая улица имела свой собственный коллектор. Подземные тоннели были достаточно велики, так что рабочие могли ходить по ним в полный рост и проводить необходимый ремонт и очистку. Полностью строительство системы канализации завершилось в 1894 году.

Местом действия знаменитого романа Виктора Гюго «Отверженные», опубликованного в 1862 году, стали подземные тоннели и коллекторы Парижа. Там, в романе, и в реальной жизни в то время обитали клошары Парижа. Желая усилить достоверность, Гюго послал своего друга в городское подземелье, что обеспечило писателя детальными описаниями этого обиталища нищих и отверженных. По сюжету романа благородный каторжанин Жан Вальжан несет своего друга, раненного на баррикадах во время восстания 1832 года, через подземные тоннели. Гюго пишет: «Сначала Вальжану показалось, что он ослеп… Он чуть подождал, и зловоние напомнило, куда он попал». Вальжан и его друг попали в главный круговой коллектор. Они шли на свет, который был виден впереди. Дойдя до конца тоннеля, Вальжан понял, что они в ловушке, так как на выходе из коллектора стояла толстая решетка.

В современном Париже, каждый коллектор отмечен названием улицы, которая тянется параллельно наверху – настоящий город под городом. Если вы спуститесь под землю, вам не придется брести по колено в нечистотах. Сточные воды текут под решетками, по которым можно ходить. Мутные потоки несут бутылки, пачки из-под сигарет, использованные автобусные билеты, кукол с оторванными головами и кучу прочего мусора. Через каждые несколько десятков метров в коллекторах стоят специальные деревянные шары-ловушки, которые задерживают различный твердый сор, позволяя жидким нечистотам течь мимо.

В 50-х годах XX века среди парижан ходили жуткие рассказы о гигантских крысах, которые живут в системе канализации, наподобие тех, что одно время наводили ужас на москвичей. Однако ныне парижские санитарные врачи утверждают, что с крысами и с другими разносчиками всякой заразы покончено и в подземном городе их нет. Правда, как утверждают парижские паранормальщики и мистики, в канализационных трубах есть кое-что поинтересней. Там бродит привидение «французской девственницы». Согласно городской легенде, тот, кто увидит призрак Жанны д'Арк, разбогатеет. Так случилось в 1964 году с рабочим Филиппом Сенье. Он постоянно рассказывал друзьям, что часто видит в коллекторах девушку в длинном темном плаще и с распущенными волосами. «Вылитая Жанна!» - говорил Филипп друзьям и родственникам, имея в виду городской памятник Жанне д'Арк. Вскоре Сенья выиграл миллион франков в национальной лотерее. Он утверждал, что купить лотерейный билет посоветовала Жанна д'Арк, явившиеся ему во сне.

Помимо системы канализации и водопровода под Парижем находятся знаменитые катакомбы. В XVIII веке вход туда располагался в районе Монпарнаса внутри городской стены и назывался «Ворота ада». Спиральная каменная спускалась на глубину двадцати метров, ниже коллекторов. Катакомбы относятся к галло-римским временам, когда здесь добывали известняк и гипс. В I веке до н. э. камень из этих каменоломен использовался для саркофагов, а позднее – для строительства зданий города. Разработка каменоломен на территории города была полностью запрещена в 1813 году.

«Парижские катакомбы»
«Парижские катакомбы»

К концу XVIII века Сена перестала справляться с нечистотами, городские кладбища были «перенаселены». Причиной свирепствовавших в стране эпидемий часто становились трупы людей, умерших от инфекционных болезней и похороненные вне территории кладбища. Очередная эпидемия, начавшаяся в районе городского крытого рынка, заставила жителей раскопать могилы на кладбище Невинных и перенести останки в старинные каменоломни. По городу загромыхали повозки, покрытые черной материей, сопровождаемые священниками, бормочущими слова отходной молитвы. Повозки двигались в сторону каменоломен. Перевоз костей с городских кладбищ к расположенному тогда за чертой города входу в катакомбы продолжался до 1860 года. Подземные галереи катакомб, также как и коллекторы, были названы именами парижских улиц, которые протянулись над ними. Люди наверху буквально «ходили по костям». В 1786 году эти захоронения были освящены и объявлены официальным кладбищем Парижа.

Над входом в катакомбы повесили деревянную дощечку, на которой были выгравированы слова: «Стой! Ты вступаешь в Империю смерти». Подобные надписи, включая цитаты из Вергилия, Горация и Ламартина, можно видеть на стенах в катакомбах и поныне. Кости сложены в кучи рядом с грудами черепов. Французские историки полагают, что в катакомбах под Парижем покоятся кости более чем шести миллионов людей. Кому принадлежат останки, теперь не установить, но с уверенностью можно утверждать, что остатки аристократов лежать здесь вперемешку с костями их заклятых врагов, революционеров.

Катакомбы называют приютом жертв террора. Там похоронен и сам Робеспьер, казненный 28 июля 1794 года, и сестра Людовика XVI, Елизавета, обезглавленная годом ранее. Другие знаменитые обитатели этого кладбища – комедиант Скарамуш, поэт и писатель Жан де Лафонтен, оба умершие в 1695 году, а также мадам Помпадур, законодательница мод и фаворитка Людовика XV, которая умерла в 1764 году.

В 1871 году в катакомбах погибли многие члены Парижской коммуны: они спрятались в подземных тоннелях, но правительственные войска отсекли все выходы из катакомб…

Через тридцать лет в конце XIX столетия, в так называемом «Склепе страсти», расположенном в катакомбах, прошел запрещенный властями концерт в честь погибших коммунаров. Концерт был дан для избранной публики. Тридцать музыкантов-любителей исполнили «Похоронный марш» Шопена, «Танец смерти» Сен-Санса и другие музыкальные произведения. Музыканты для пущего эффекта использовали ксилофоны, чтобы имитировать звуки гремящих костей.

Сейчас в катакомбах работают ученые-историки и археологи. Для проведения экскурсии нужно специальное разрешение. Большие подземные пустоты, оставшиеся с тех пор, как здесь добывали камень, заполнили цементом, чтобы избежать обвала. Лестница, ведущая вниз, оборудована перилами и состоит из 83 ступеней. В тоннели проведен свет.

Что касается легенд парижских катакомб, то их множество. Самая романтическая касается французских Ромео и Джульетты, которые жили в XVII веке. Юных любовников звали Анри и Маргарита. Анри происходил из богатой семьи, а Маргарита была дочерью нищенки. Родители не разрешали Анри видеться с возлюбленной. Молодые люди тайно обвенчались и спрятались в каменоломнях, намереваясь бежать в Испанию. Однако начался обвал, и пара оказалась замурованной в каменном мешке. Родственники Анри пытались разобрать завал, но не смогли. Ныне в катакомбах установлена небольшая скульптура работы Франсуа Азара, которого называют современным Роденом. Скульптура названа «Последний поцелуй» и запечатлела последнее объятие задыхающихся Анри и Маргариты. Редкие посетители катакомб говорят, что до сих пор под землей можно слышать плач Маргариты и стенания Анри.


НЛО № 47 (518), 2007 год
© Мария Буук

* * *


Продвижение сайтов в поисковых системах

Как качественно и быстро осуществить продвижение сайтов, по интересующим запросам?
Как подняться на вершину поисковой выдачи
и максимально долго на ней удержаться?
   
© Сборник Стихов о Смерти