Главная    >>>   Рассказы    >>>   Культ смерти в Палермо

«Культ смерти в Палермо»


В 1928 году в Италии вышла книга «Через Апеннины и Абруцци». В ней рассказывается об экспедиции, предпринятой молодой художницей Эстеллой Канциани и ее отцом осенью 1913 года. Они отправились на юг Апеннинского полуострова, где в то время почти не было дорог, а в деревни наведывались волки из ближних лесов. Путешественникам приходилось передвигаться то на повозках, то ехать на муле, то идти пешком. Но автору было интересно писать портреты местных женщин, еще носивших национальную одежду, собирать истории, легенды и сказания. С новыми знакомыми она говорила о магических заклинаниях, ведьмах и колдовстве, об оборотнях и о дурном глазе.

Культ смерти в Палермо
«Культ смерти в Палермо»

Среди рассказов Эстеллы есть мрачная история о местной церкви. Под ее зданием были пещеры, в которых когда-то устроили захоронения. Покойников одевали и усаживали на плетеные стулья. Как-то раз мужчины занялись переделками в подвале храма, пробили пол, являвшийся потолком пещеры, и ужаснулись, увидев сидящего там мертвого священника. На покойнике была большая шляпа, подбородок поддерживала деревянная вилка. В 1912 году каменщики в церкви, также случайно, открыли пещеры и испугались того, что увидели. Они подожгли кусок бумаги и бросили в пещеру, чтобы осветить помещение. Скелеты тут же вспыхнули и горели так яростно, что пришлось протянуть в подвал шланг от городского фонтана. Но огонь не прекратился, пока все ске-леты не сгорели. Пещеру забросали землей и известью.

История, поведанная Э. Канциани, невольно заставила задуматься над тем, откуда на юге Италии появилась такая странная традиция оставлять покойников не в склепах или в гробницах, как поступают повсеместно, а в подземельях, в позах, не свойственных мертвым.

Возможно, традиция давняя и восходит к временам раннего христианства. Например, в стенах древнего монастыря Святой Екатерины на Синае, основанном во времена византийского императора Юстиниана, сохранилась так называемая «Комната черепов», где хранятся останки ушедших в мир иной братьев-монахов. В течение веков небольшое кладбище не расширялось, поэтому умершего инока хоронили только тогда, когда выкапывали и переносили в комнату прах его предшественника. Так поступали во многих других обителях, расположенных в Египте или на Ближнем Востоке. В них, в полумраке келий можно разглядеть останки их прежних обитателей. Они лежат в шкафах на полках в соответствии со строгим порядком: отдельно - черепа, отдельно - скелеты. В монастыре Святой Екатерины вход в «Комнату черепов» охраняет скелет Святого Стефана. Он сидит, облаченный в черную мантию. С шейных позвонков свисает большой крест. Его череп, укрытый капюшоном, склонился набок. Кажется, будто он спит на своем посту. На самом деле при жизни, а известно, что умер святой Стефан около 580 г., он нес ту же вахту, но охранял лестницу, ведущую из монастыря на вершину Синая, называемую «Врата в небо».

Как бы то ни было, но скорее всего прообразом для создателей «пещер Канциани» послужили не монастыри в Святой земле, а знаменитые римские катакомбы, расположенные на Аппиевой дороге, представляющие собой христианские кладбища IV века. В них на пяти этажах глубиной от трех до двадцати пяти метров ниже уровня земли погребено свыше 250 тысяч христиан. Подземные коридоры тянутся примерно на 30 километров. Катакомбы похожи на извилистые пещеры переплетающимися и пересекающимися ходами без какой-либо системы. Они образуют своеобразный подземный Рим.

Суммарная протяженность галерей римских катакомб, вырубленных в пористом вулканическом туфе, составляет, по разным оценкам, от 100 до 500 км. После падения Рима в 455 г. погребения в катакомбах прекратились. Начиная с VII в. останки умерших переносили в римские церкви и базилики.

Постепенно началось забвение катакомб. Дороги, ведущие в подземелья, заросли травой, входы обвалились и были потеряны. Вплоть до XV века никто не интересовался катакомбами. Надписи на стенах подземелий свидетельствуют о том, что паломники проникли в них в 1432 г. То, что они там лицезрели, потрясло их, и рассказы о христианах, погребенных в каменных нишах, быстро распространялись, особенно среди монастырской братии.

Неожиданное подтверждение собственным догадкам пришло во время посещения Палермо, что на острове Сицилия. В одном из кварталов города расположен монастырь монахов-капуцинов, который ныне стал самым посещаемым туристическим объектом.

В XVI веке местные капуцины задумались над созданием в своей обители братского кладбища, но лишней земли у них не было, и тогда они решили создать «подземный Рим» в миниатюре, проложив под стенами монастыря коридор, где 16 октября 1599 г. была поставлена в нишу мумия первого ушедшего в мир иной брата Сильвестра из Губбио.

В течение последующих трех веков капуцины проложили еще несколько галерей, в которых размещали не только монахов монастыря, но и священников Палермо и простых жителей - мужчин, женщин и даже детей. Всего 8 тысяч палермитанцев были мумифицированы до 1881 года, когда вышел закон, запрещающий эту практику. Стены коридоров увешаны скелетами, под которыми либо в нишах, либо в ящиках лежат сотни других, облаченных в одежды прошлых веков. На женских черепах кружевные чепцы и шляпки, на мужских - фуражки, кепки или треуголки. Скелеты украшают шелковые платья, брючные костюмы или униформа.

В небольшом помещении в кроватках лежат несколько детских мумий. Среди них двухлетняя Розалия Ломбардо, умершая в 1920 году и погребенная здесь последней. Кажется, что она спит, охваченная крепким сном. Метод, с помощью которого Розалию бальзамировали, был изобретен палермитанским доктором Солафия, но в чем он заключался, никто не знает.

Жаркий сухой климат способствовал быстрой просушке тел. Усопших на восемь месяцев запирали в нишах, выдолбленных в туфе - породе вулканического происхождения. Затем вынимали, обмывали в уксусе и выставляли про-ветриваться на свежем воздухе. После всех процедур мумии обряжали и ставили в ниши или укладывали в ящики, сопровождая записками с личными данными. Родственникам разрешалось посещать усопших...

Днем, прогуливаясь в толпе многочисленных туристов и вместе с ними рассматривая столь экзотических «постояльцев» монастыря, на ум почему-то приходили только забавные мысли. Думаю, мое чувство юмора поубавилось бы, оставь меня там на ночь. Тем не менее мысль о жизни и смерти всегда занимала умы христиан. Прямым следствием веры в воскресение тела стало уважение к праху умершего, который всячески стремились сохранить. Надежда воскреснуть давала христианам возможность считать смерть проходящим сном.


НЛО № 36, 2008 год
© Ирина Стрекалова


   
© Сборник Стихов о Смерти