Главная    >>>   Рассказы    >>>   Старые призраки современного города

«Старые призраки современного города»


«Токио»
«Токио»

Японские фильмы ужасов могут отставать от голливудских поделок по количеству спецэффектов – но при этом поражают всех своей искренностью и какой-то даже несколько топорной неподдельностью. А происходит это потому, что для японца мир злобных духов так же реален, как и тот, в котором живет он сам. Более того – эти два мира неразрывно связаны...

Если в России страшилками про гроб на колесиках и Черную руку развлекаются только дети, то в Японии большинство взрослых страшатся идти вечером по улице вовсе не из-за возможной встречи с грабителями. Они опасаются столкнуться с привидением или оборотнем, более того – стать их жертвой. И поводы для подобных опасений у них более чем серьезные. Попробуй повоюй с детьми матери всего сущего!

Богиня Идзанами родила Японские острова

Необычайная сила и агрессивность японских призраков, возможно, объясняется тем обстоятельством, что их матерью является богиня Идзанами. Та самая Идзанами, которой при жизни были рождены и сами Японские острова. При жизни она была достаточно доброй богиней, породившей все живое. Лишь после смерти Идзанами стала исчадием ада и произвела на свет сонмы злобных призраков, рвущихся в мир живых. Туда, куда и она сама стремилась вернуться, чтобы уничтожить род людской, но никак не могла. Свирепея от новых неудач, богиня снова и снова посылала вместо себя злобных духов. Часть из них потом вернулась к своей родительнице. Но большинство осталось среди живых. Можно сказать – прижились. Если, конечно, к духам применим такой термин.

«Богиня Идзанами»
«Богиня Идзанами»

К теме смерти и того, что за ней следует, в традиционной Японии относятся настолько серьезно, что предпочитают о ней вообще не упоминать. Символом смерти считается число 4, и потому во многих японских домах и гостиницах отсутствуют квартиры под этим номером. В ресторанах нет таких столиков, в больницах после третье палаты сразу идет пятая, и так далее Четвертый месяц года – апрель – традиционно считается месяцем неудач и таинственных происшествий, действие фильмов или романов ужасов часто разворачивается четвертого числа, на четвертом этаже, с четверокурсниками или четвероклассниками.

С точки зрения европейского туриста, современный Токио – город из стекла и стали, сверкающий в ночи морем огней, – мало похож на обитель привидений. То ли дело загадочная Прага или хотя бы тот же Старый Таллин! И, однако, именно японская столица держит первенство мира по количеству призраков.

Два самых знаменитых из них – свирепый Масакадо и мстительная Оива-сан.

Мстительный самурай

Свирепый Маскакадо обитает в Токийском финансовом районе. Отэмати – самом проклятом месте во всей Японии. В прошлом там был расположен храм, призванный успокоить злобный дух Тайро-но Масакадо, мстительного самурая, который в 940 году потерпел поражение в борьбе против императора, был обезглавлен и захоронен под сводами. Какое-то время храм успешно сдерживал это исчадие ада. Но в начале прошлого века храм был разрушен – на его месте предполагалось возвести финансово-банковский комплекс. И с тех самых пор злобный призрак приносит людям одно несчастье за другим.

В 1923 году, после того как в результате Контосского землетрясения погибло более 130 тысяч человек, министерство финансов решило прекратить строительство нового здания на развалина храма. Причиной решения, в частности, послужило и то обстоятельство, что в процессе строительства к тому времени уже погибло 14 человек, в том числе и сам министр финансов.

Спустя два десятилетия планы устройства автостоянки над священной могилой тоже пришлось срочным образом пересмотреть. В тот раз погибли всего трое рабочих и один служащий, но необъяснимым травмам и странным авариям не было числа. Вконец запуганные призраком городские чиновники убедили власти не рисковать. И даже в наши дни клерки из соседних банков и торговых фирм стараются размещать свои столы так, чтобы ни в коем случае не оказаться сидящими спиной к священной могиле, проявляя тем самым высшее неуважение к покойнику. А банк «Санва» регулярно направляет сотрудников к могиле на молитву – это внесено в ежемесячное расписание занятости сотрудников.

Беспокойная жена

Призрак Оива-сан не уступает своему коллеге в древности и своеобразном мстительном благородстве. Оива-сан жила в эпоху Эдо и была женой самурая. Ее неверны муж завел любовницу и поспешил избавиться от надоевшей супруги при помощи яда. Оива-сам умерла в страшных мучениях, но ее убийца не обрел спокойной жизни в объятиях возлюбленной – убитая жена являлась ему каждую ночь в страшных кошмарах, мучая и сводя с ума. Подлый самурай ненадолго пережил свою супругу, и последние дни его были наполнены адскими муками.

Но на этом дело не закончилось. История бедной женщины стала основой знаменитой пьесы. Она с успехом шла во многих театрах, а потом была экранизирована и превратилась в популярный сериал.

Однако дух Оивы-сан не успокоился, возможно, потому, что никто не догадался построить на ее могиле храм. С актерами, игравшими ее роль, постоянно случались всевозможные неприятности, многие из них умирали не своей смертью. С началом XX века дух, казалось, несколько притих, но в 1976 году снова напомнил о себе. Постановка пьесы в Иванами-холл с самого начала была отмечена дурными предзнаменованиями. Болели актеры и члены их семей, ломался реквизит, репетиции срывались.

Так продолжалось до тех пор, пока актеры всем составом не устроили поминальной службы на могиле Оива-сан на кладбище Сомэй, чтобы задобрить злобный дух. Мера подействовала – спектакль был поставлен и успешно идет до сих пор. Но, абы снова не вызвать неудовольствия мстительной жены самурая, на каждом представлении пьесы оставляют одно свободное место в первом ряду. Говорят, что так актеры пытаются доказать свое уважение к несчастной женщине, униженной мужем при жизни.

Кто живет в мобильном телефоне?

Японские призраки успешно осваивают и новые технологии. Видеокассеты-убийцы – это уже вчерашний день. Сегодня куда больший страх на студентов нагоняют духи, поселившиеся в мобильных телефонах и отправляющие сообщения или даже звонящие находящимся в соседних комнатах сокурсникам в то время, когда хозяин телефона спит. Подобное явление в некоторых общежитиях приняло характер эпидемии и довело множество учащихся до состояния, близкого к истерии. И уверения программистов в том, что подобное явление вызвано, скорее всего, новым и пока не изученным вирусом мобильных телефонов, никого не успокоило. Раз уж мы имеем дело с японским вирусом, вряд ли тут обошлось совсем без призраков!

Классика японской жути

Тэнгу.
Человекообразное существо с длинным красным носом. Иногда – с крыльями. Носит веер, вызывающий ураганы, сеет ссоры и разжигает войны. Умеет летать и превращаться в ворона или аиста.

Сикомэ. Нечто вроде западных гоблинов. Кровожадные садисты, чуть выше людей и намного их сильнее, с широченными плечами и гипертрофированной мускулатурой. Обладают острыми зубами и горящими глазами. Не занимаются ничем, кроме войн, пыток и пожирания врагов.

Нопапэрон. Привидение-оборотень, не имеющее собственного лица, но легко принимающее облик любого живого существа, которого смогло коснуться. В свободном состоянии его голова похожа на гладкий лиловый пузырь. Притворяясь близким человеком, заманивает людей в болота и пропасти.

О-бакэ. Неприятные существа, похожие на сгустки тумана. Они любят пугать людей, принимая различный облик, но сами по себе не опасны. Живут в дуплах деревьев или других темных местах.

Баку. Доброе привидение в виде лохматого носорога с хоботом, пожирающее плохие сны. Если человек страдает кошмарами, он может пригласить баку пообедать, написав его имя на бумажке и положив ее под подушку. И плохие сны его больше не побеспокоят.

Итан-момэн. Буквально переводится как «штука хлопковой ткани». Длинная белая летающая полоса ткани, появляющаяся по ночам и душащая свои жерты, обертываясь вокруг шеи и головы.

Касса-но-Обакэ. Буквальный перевод – «привидение-зонтик». Деревянный зонтик с одним глазом и одной ногой. Любит пугать людей, но сам по себе не очень опасен.

Рокуроккуби. Женщина с длинной шеей. Чудовище, шея которого в полночь вытягивается до невероятных размеров. В некоторых районах Японии рокуроккуби могут быть не только женщины, но и целые семьи. Шеи у них не вытягиваются, просто ночью головы отделяются от тел и летают, размахивая длинными волосами, словно крыльями. Как и вампиры, питаются кровью и жизненной силой людей, выпивая их досуха. Победить рокуроккуби можно, если до утра найти оставленные головами тела и сдвинуть их с места хотя бы на полметра. Для воссоединения с телом головы ракуроккуби возвращаются на то же самое место, с которого улетели. Если тело сдвинуто, воссоединение не происходит и чудовище погибает.

Нурикабэ. Чудовище в виде невидимой стены, загораживающей проход. Иногда оно показывается людям в виде огромной каменной преграды на ножках и с маленькими ручками. Очень любит мучить опаздывающих куда-либо. Часто проникает в кошмары.

Каппа. Аналог западного водяного, человек-лягушка. Любит мучить утопленников – но только тех, кто расстался с жизнью добровольно. Насильно никого под воду не тяне, но уговорит колеблющегося вполне способен. На мемечке у каппы имеется небольшая ямка, заполненная водой, – в ней заключена сила японского водяного. Каппа очень вежлив, и потому его легко победить при помощи такой же вежливости. Стоит человеку при встрече ему низко поклониться, и каппа не сможет не ответить таким же низким поклоном, хотя и знает, что вся его сила при этом выльется, он останется в полной власти встреченного человека и вынужден будет исполнять его желания.


НЛО № 6 (528), 2008 год
© Катя Кошкина


   
© Сборник Стихов о Смерти